Глава XI. Семетей. Первые встречи с врагами.
Тем временем к ним подъехал возвратившийся Бакай и, увидев, что произошло, стал сетовать и бранить Семетея:
- Сколько раз я говорил тебе, а ты не слушался меня, несчастный сирота! Говорил я тебе, что Бейджин не простая земля и китайцы - не шуточные враги. Сколько раз я говорил тебе, что нужно идти туда с многочисленным войском, хорошо подготовившись, а ты все-таки не послушался меня. Послушай меня хоть теперь, несчастный! Давай мы хоть с этой малой добычей возвратимся домой, а на следующий год придем сюда, взяв побольше войска.
Семетей согласился с Бакаем. Кульчоро и Канчоро погнали захваченных коней, и все они вчетвером направились в сторону своих аилов.
Вскоре после этого, Бакай, поднявшись на горный хребет, увидел, что навстречу им идет многочисленное войско. Позвав Кульчоро и Канчоро, он сказал:
- О, милые мои сироты! Я от старости потерял силу, Семетей же, как вы знаете, тяжело ранен и пока не излечился, а вот перед нами многочисленное вражеское войско. Кульчоро и Канчоро! Теперь настала пора, когда вы можете оказать помощь!
Слушая речь Бакая, Кульчоро в нетерпении ждал одного - чтобы Бакай скорее кончил говорить. Оказалось, что перед ними войско Мурадыла. Он гнал захваченных у Семетея четырнадцать коней и подарок Эсенхану, думая сообщить ему, что они взяты как добыча после смерти Семетея.
Несмотря на свою рану, Семетей, увидев многочисленное войско, не утерпел, взял с собой Кульчоро и Канчоро и, получив благословение Бакая, с боевым кличем в честь Манаса бросился на врагов. Мурадыл в это время, ничего не подозревая, беспечно и спокойно шел со своим войском.
Когда он увидел Семетея, он страшно испугался от неожиданности и, не зная что ему делать, совсем растерялся. Семетей, Кульчоро и Канчоро стали теснить его с трех сторон. Как соколы, налетев на стаю ворон, истребляют ее, так и они окружили врагов и стали уничтожать их. От трупов убитых нельзя было пройти человеку.
Бакай, не вступая в битву, наблюдал со стороны и следил, чтобы Мурадыл не послал вестников китайцам. Он заметил, что Джееджельдет выехал с целью сообщить Конурбаю о том, что происходит. Тогда Бакай на своем Кокчолоке бросился за ним в погоню, догнал его, сшиб одним ударом пики и, поймав, вражеского коня, повел его за собой. Потом, не утерпев, Бакай направился к месту боя. Подъехав, он увидел, что все борющиеся покрыты кровью, как краской. Семетей, Кульчоро и Канчоро продолжали избивать воинов Мурадыла. Бакай также вступил в бой. Через некоторое время его конь устал и остановился.
Великаны Мурадыла, окружив Бакая, вышибли его из седла, и он уже совсем обессилел. Но Семетей и Кульчоро, увидев, в каком положении находится старик, бросились на подмогу и выручили его, а потом повернули коней назад и снова ринулись в бой.
Никто из врагов не мог устоять против силы славных батыров. Семетей, обернувшись и посмотрев направо, увидел, что Мурадыл гонит перед собой Канчоро и уже готов ударить его пикой. Погнавшись за ним, Семетей свалил его на землю одним ударом сыр найзы, а Канчоро, соскочив с коня, отрубил ему голову.